Если смотреть на Вальдорфскую школу снаружи, может показаться, что она несильно отличается от большинства других государственных или частных школ. Но войдем в классную комнату вальдорфской школы — и тут же увидим множество решающих отличий. Во всех детских работах, выставленных для осмотра — будь то акварельные рисунки или эпохальные тетради, работы из глины или геометрические формы — бросается в глаза художественное качество, отражающее понимание Красоты мира. Находясь в Вальдорфской школе, мы можем не только увидеть, но и сами пережить рождающееся у детей побуждение к учебе и ощущение комфорта, который они испытывают. Это напоминает тот особенный период в жизни родителей, когда они участвуют в маленькой детской забаве — в обучении ребенка речи. Мы хорошо знаем, что естественность, с которой двухлетний ребенок овладевает языком, сильно отличается от тех усилий, с которыми взрослым дается изучение иностранного языка. Так, фактически, происходит с каждым предметом.
B каждом возрасте для детей характерны собственные способы учиться. Вальдорфский метод признает эти различия не только в общем смысле, но и использует их как основу для преподавания в разных классах. Девяти-десятилетние дети в четвертом классе имеют другую точку зрение, другие потребности, другие вопросы и другие способы выражения, нежели шестилетние дети в первом классе.
«Сердцем» вальдорфского учебного плана является осознание того, каким именно образом дети меняются из года в год. Материал располагается так, что обеспечивается его точное соответствие подходящей возрастном группе. Чтобы показать пример циклической структуры учебного плана от детского сада до средней школы, рассмотрим предмет «геометрия». B первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры телесно: они водят хороводы, двигаются по лемнискате, ходят по квадратам и треугольникам, они физическим путем, который наиболее соответствует потребностям их активного тела, впитывают основные элементы письма и чтения. B это же время они вводятся в понятия геометрии — хотя, конечно, это слово в младшем возрасте никогда не упоминается. Упоминание возникает в шестом классе, на уроках геометрического рисования, когда дети открывают удивительные вещи, которые можно проделывать с кругом на бумаге, с линейкой, циркулем и цветными карандашами. Из разрезанных кругов с помощью точного вычисления возникают цветы, кристаллические структуры, естественные узоры и формы. Все, что появляется в художественном упражнении, является настоящим уроком геометрии, а также уроком ботаники, химии, физики, черчения.
Наконец, в старшей школе применяется академический подход к предмету «геометрия». Является ли тогда этот материал для молодых людей новым? — «Я делал это прежде!» «Да, я знаю, как построить и посчитать равносторонний треугольник!» «О, это очень легко!» Для молодых людей, за плечами которых столь богатый практический опыт, академическая геометрия не превращается в неразрешимую проблему. Разве не хотели бы мы все, чтобы в нашей школе была такая геометрия?
Обучение в Вальдорфской школе проходит с успехом потому, что на каждом шагу содержание предмета составляет единое целое с ритмом человеческого роста и развития. Кроме того, поскольку материал направлен не только на развитие интеллекта (голову), но также и на развитие воли (руки) и эмоциональное развитие (сердце), обучение впитывается всем существом ребенка и остается с ним на всю жизнь. Вальдорфская школа всегда стремится к тому, чтобы учебный опыт ребенка естественным путем вплетался в его жизнь. Вальдорфская программа является жизненной и дееспособной благодаря тому, что ориентируется на возрастные закономерности и особенности ребенка. Тонкие изменения в развитии ребенка отражаются не только на том, что преподается, но и на том, как это преподается.
Какова структура педагогического процесса?
Мы начинаем c того, что дети больше всего любят и очень хорошо делают — из этой деятельности развиваются способности и возникают умения. Это позволяет избежать отказа детей от некоторых предметов как самых нелюбимых. Основной момент здесь заключается в знакомстве с каждым предметом в соответствующее для ребенка время и соответствующим способом, чтобы предмет заинтересовывал и стимулировал его.
Структура класса.
Структура класса Вальдорфской шкoлы почти такая же, как в государственных и в большинстве частных школ. Однако, Вальдорфская школа более строго принимает во внимание возраст ребенка для приема в определенный класс. Дети принимаются вальдорфский первый класс в возрасте шести-сeми лет; исключения редки и делаются только на основании продемонстрированного эмоционального и интеллектуального развития.
Школьный день.
Уникальной особенностью вальдорфского метода является упорядочение школьного дня в соответствии со здоровым ритмом. Академическая робота в классах сконцентрирована в утренние часы, когда дети наиболее сосредоточены и восприимчивы. Это происходит на основном уроке, который длится два часа. День начинается с того, что классный учитель приветствует у дверей каждого ребенка индивидуально. Когда класс собран, произносится утреннее изречение, затем следует ритмическая часть — декламация, пение, движение. Цель этой деятельности — ослабить влияние и проникновение внешнего мира в пространство основного урока, собрать детей, привести их в состояние, в котором они могут наиболее эффективно воспринимать материал урока. Основной урок ведется методом эпох —один предмет изучается в течение нескольких недель. Остаток дня обычно подразделяется на более короткие уроки по 45 минут каждый, некоторые из них проводятся классным учителем, некоторые — основными учителями других классов или учителями-предметниками. Эти часы могут посвящаться дополнительным академическим предметам, особенно тем, которые требуют непрерывного изучения, — например, математике, родному языку и иностранным языкам. Предметы, включающие ремесла и физическую активность, охватывают дневные часы обучения, когда энергии у детей много, а способность к концентрации уменьшается. Игры, гимнастика, ремесла, музыка, живопись, драма и другие «активные» предметы обеспечивают сосредоточенность в послеобеденный период. Каков подход Вальдорфской педагогики к одаренным и интеллектуально развитыми детям? Мы стараемся избежать того, чтобы делить детей, особенно по таким неточным критериям, как «умственное развитие, соответствующее возрасту». В действительности, преждевременность или отставание в развитии не только умственном, нов физическом и эмоциональном, встречается не так часто. Еще реже встречается ребенок, который проявляется заметно более зрело, чем его одноклассники во всех трех сферах развития. Развитые познавательные способности могут сочетаться с задержкой развития одной или двух других сфер, и учитель должен сосредоточиться на обеспечении равновесного общего состояния ребенка. Таким образом, все дети в возрастной группе изучают одни и те же предметы одновременно. Проблема состоит в том, что необходимо удостовериться, что это — правильный материал для возрастной группы, преподаваемый правильным способом. Если это так — более способные дети не будут скучать, а более медлительные дети не будут разочарованы. Вальдорфский учитель признает, что некоторые дети превосходят других в изучении некоторых предметов, и что некоторые дети в чем-то являются просто более одаренными (более сильными, или более ловкими, или более высокими, и т.п.). Таким образом, умному ребенку можно было бы давать более стимулирующее задание, чем другому, но сущность работы будет одна и та же для обоих детей. Например, когда дети изучают деление, некоторые схватят понятие быстрее, чем другие; им тогда дают решить более трудные задания. Но что им не будут разрешать — так это преждевременный переход в программу следующего года.
|