Среда, 24.04.2024, 22:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Николаевская вальдорфская школа

Каталог статей

Главная » Статьи » Развитие ребенка - развитие человека

О душевной сущности ребенка (ОТРЫВКИ)

Каролина фон Гейдебранд

О душевной сущности ребенка /отрывки/

ИГРЫ И ИГРУШКИ
В природе мы часто можем видеть, как "образующие силы", действующие в организме, продолжаются во внешнем мире. Так, например, пчела строит свои соты шестиугольной формы, которые аналогичны шестиугольным пластинкам, составляющие её глаза.

Рассмотрим ребёнка за игрой. В начале игры - это движение, выражение сил созидания. Ребёнок болтает ножками и следит за их движениями. Он шевелит руками и наблюдает. Он трясёт погремушку и выбрасывает её из кроватки. Как только он начинает ходить и получает возможность свободно двигать руками, он тут же использует эту возможность. Да и сама ходьба - уже игра. Здоровый инстинкт ребёнка (в том случае, если он не испорчен взрослыми, например, при применении так называемой гимнастики) знает, какие движения следует выполнять, чтобы достичь ловкости и здорового ощущения сил. Каждое движение имеет своё внутреннее продолжение в организме. Никто не будет отрицать, что об этих процессах мы знаем слишком мало.

…Лазание относится к раннему упражнению ловкости, и при этом необходимо, чтобы родители приняли решение не бояться, а предоставить ангелу-хранителю защищать ребёнка в его "акробатических номерах". Кто имел возможность довольно долго наблюдать за детьми, которым предоставлена такая свобода, тот знает, что ангел-хранитель - не легенда, а мудрость наших предков.

У маленьких детей фантазия еще не играет никакой роли или самую незначительную. Так называемые "каракули" детей - выражение динамики их существа, которое не вносит в чистую радость творчества какого-либо интеллектуального содержания. Не надо побуждать детей объяснять, что это "означает".

Только постепенно детская игра насыщается представлениями. Сначала ребёнок топает из чистой радости топанья, позднее топанье становится ритмичным, мальчик "марширует", он - "солдат". Маленький ребёнок строит из кубиков, чтобы тотчас разрушить постройку, это для него важнее, чем построить дом или башню.

Он переживает процесс построения и разрушения с той же радостью, что и аналогичные процессы в его организме. Первые игры ребёнка связаны с внутренней деятельностью его организма: ритмичным дыханием, кровообращением, движущимися соками, усвоением и выделением различных веществ. Для маленького ребёнка не только весело, но и полезно иметь движущиеся игрушки. Поэтому книжки с движущимися картинками очень нужны детям.

Момент, в который ребёнок начинает переживать свои движения (целесообразная деятельность в игре фантазии), для каждого ребёнка различен. Но чаще - это третий год жизни. В игре ребёнок подражает движениям и действиям взрослых, но это подражание творческое, полно фантазии.

В игре ребёнок не ставит себе целью пользу, его цели исходят из фантазий.

* * *

Ребёнок не любит рассматривать "красивые виды". Дерево для ребёнка не для того, чтобы им любоваться, а чтобы лазить. Дети могут играть со всем, а особенно с тем, что им даёт природа. Песок, камни, семена, фрукты, цветы, листья, кора, мох, ветки обращаются непосредственно к их душе и пробуждают фантазию. "Образующая сила", которая действует в создании природы, едина тогда с творящими в ребёнке "образующими силами".
Игрушка может быть для ребёнка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она - друг "образующих сил", если она проста, примитивна и не очень богата. Если она даёт возможность ребёнку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Ребёнок должен иметь возможность развивать "образующие силы", высвобождающиеся из тела и господствующие в фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме угнетают ребёнка. Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности, но прежде всего повреждает здоровые задатки будущего. Рудольф Штейнер назвал это внутреннее накопление сил фантазии "внутренним телесным наказанием", которое для ребёнка так же мучительно и ещё более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Он приводит пример "законченно красивой куклы" (с настоящими волосами, закрывающимися глазами и т.п.), к которой фантазия ребёнка уже ничего не может добавить, и для сравнения - простую куколку (сшитую из ткани, с нарисованными глазами, носом и ротиком), которая может пробудить внутреннюю любовь, так как здесь есть простор для фантазии. Точно так же песок, кусочки дерева, из которых мальчик строит дома, башни, дворцы, мосты, в тысячу раз лучше, чем механический конструктор с его чёткими, геометрически точными гранями.

Однажды в детском саду провели опыт: детям предоставили для свободного выбора кубики, ящик с глиной и большую кучу песка. Дети даже не подошли к кубикам. Глина и песок давали их фантазии гораздо больше возможностей. Конечно, дети становились грязными. Но это можно предусмотреть, у ребёнка может быть угол, где он, надев старую одежду, мог бы рисовать, лепить, красить, строить, стучать молотком и т.д.

* * *

Игра имеет такое важное значение для развития ребёнка, что воспитатели должны следить, как дети играют. Существуют дети, которые не хотят или не могут играть одни, другие могут часами играть в одну и ту же игру, третьи выбрасывают все игрушки из шкафа и играют с каждой не более 5-ти минут, четвёртые могут задуматься, забыв про игру. Известно глубокомысленное высказывание Шиллера, что только играющий человек - полностью человек. Чтобы помочь детям играть правильно, воспитатель должен сам воодушевиться игрой и играть с ребёнком вместе, пока тот не научится играть самостоятельно. Маленькому сангвинику нужно помочь играть подольше в одну игру. Медленную игру флегматика следует несколько оживить, меланхолика - попытаться включить в игру других детей, а холерика побуждать время от времени в игре подчиняться.

В детском саду также важно, чтобы дети просто играли и при этом развивали свою фантазию. Это важнее, чем различные интеллектуальные занятия. Играть, заниматься творчеством (живопись, лепка, танцы, пение и т.п.) и подражать взрослым занятиям (вытирать пыль, подметать, шить, мастерить и т.п., но без практических целей) - вот подходящие занятия для детей. Интеллектуальная деятельность, которая по содержанию абстрактны и не имеет ничего общего с жизнью (как, например, большинство заданий Фребеля), должна быть отвергнута.

Лучше для ребёнка, если он будет учиться застегивать пуговицы на настоящих брючках и фартучках, чем на специально предназначенных "обучающих средствах" (Монтессори).

 Неразумные взрослые часто восхищаются, когда 4-х - 5-летние дети могут читать, писать и считать, ведут себя тихо, учтиво и участвуют в "умных беседах". Можно предвидеть всю жизнь детей, которые имеют несчастье в детском саду или дома всегда оставаться одинокими.

Было уже упомянуто, что "образующие силы" со сменой зубов приходят к относительному окончанию своего действия; они освобождаются из тела, но не просто исчезают - их можно теперь найти в сфере представлений (фантазии). Большая сознательность, с одной стороны, и образность, с другой, - характеризуют жизнь детей после начала смены зубов. Нужно дождаться этой вехи в развитии, прежде чем начинать школьное обучение.

Учитель и воспитатель должны осознать, что они держат в руках жизнь и смерть ребёнка в высшем смысле этих слов. Если они слишком рано разбудят сознание ребёнка, не дав ему "поспать", то тем самым заложат в ребёнке зародыш раннего старения. Если большинство воспитателей придёт к такому выводу, это будет благом для грядущего поколения, иначе последствия раннего пробуждения сознания проявятся в более позднем возрасте жизни, когда болезни и старения наступят слишком рано.

МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И "ОБРАЗУЮЩИЕ СИЛЫ "

Моральное воспитание маленьких детей, для каждого, кто сталкивался с этим, является проблемой. Едва ли ещё можно где-либо увидеть взрослого таким беспомощным, как перед 3-х - 4-х летним упрямцем. Телесные наказания он справедливо отвергает, хотя порой шлепок может легко и удовлетворительно решить трудную ситуацию. Что больше всего раздражает детей, так это продолжительные увещевания, запреты, выговоры и неостроумные замечания. При этом взрослый обращается к тем областям души ребёнка, которые ещё не открыты.

В глубине каждой человеческой души живёт сила, которая после каждого совершённого поступка вызывает сделать это ещё раз не только лучше, но и просто по-другому. Так же, как телесные "образующие силы" строят тело и пронизывают его жизнью, так и эти духовные "образующие силы" строят морального человека и пронизывают его нравственными импульсами не в виде абстрактных заповедей, а в виде содержательных образов.

Ребёнка, для которого абстрактные нравственные заповеди совсем чужды, могут побуждать только моральные "образующие силы". Высвобождение телесных "образующих сил" из организма ребёнка совершается по этапам, которые Рудольф Штейнер подробно описал. Этот последний процесс происходит приблизительно на 5-м году жизни ребёнка.

До этого возраста можно выработать у ребёнка хорошие привычки путём подражания (взрослый должен поступать соответственно с тем, что он хочет воспитать в ребёнке). Подражание здесь - самое действенное, незаменимое средство. Приблизительно с 5-ти лет воспитатели могут вызвать моральные "образующие силы", используя при этом всю свою фантазию, чтобы представить детям ситуацию, из которой они должны "выйти", в образах. Такие маленькие истории должны быть просты, но драматичны и жизненны. Нужно дать самим детям возможность устанавливать связь их с шалостями. Об осмысливании детьми своих поступков говорят некоторые факты. Воспринимая рассказ о ребёнке, который "не слушался взрослых" (рассказ должен быть интересным и захватывающим), дети вдруг говорят: "Это не я. Я так никогда не делаю".

Вот пример. Четырёхлетний малыш не слушается. Нотации, наказания не помогают. Мама рассказывает ему вечером перед сном историю: "Жил-был маленький мальчик. Его звали Боб. Он никогда не хотел поступать так, как говорила ему мама. (Тут можно описать некоторые из проступков "слушателя".) Однажды Боб побежал на улицу и, как мама его не звала, не возвращался. Вдруг на дороге появилась машина. Она приближалась очень быстро, так что Боб не успевал убежать с дороги. Он очень испугался. Вот он уже почти под колёсами! Машина совсем рядом! И тут в последний момент какой-то человек оттащил его от дороги".

Можно быть уверенным, что маленький слушатель свяжет этот рассказ со своими поступками и тем верней, чем неназойливей рассказ. Возможно, он будет доказывать, что никогда не будет таким, как глупый непослушный мальчик на улице!

В мире растений "образующие силы" действуют в повторении: побег за побегом, лист за листом и т.д. Так же и ребёнок требует повторений для развития нравственной жизни. Всё время с терпением говорить о том же самом, то же рассказывать, давать возможность ежедневно в одно и тоже время делать что-либо - это воспитывать волю ребёнка.

Доброе терпение и ритмичная форма повседневной жизни - основы воспитания.

Маленькие истории совершают чудо, но не тотчас, а с течением времени. Они только должны рассказываться конкретно и наглядно. Не стоит бояться излишней драматичности и гротеска, надо лишь остерегаться даже легкого оттенка сентиментальности.

ФАНТАЗИЯ И ЛОЖЬ

Существует азбучная истина, которая редко принимается во внимание в воспитании - дети ещё не могут отличать правду от вымысла. Почему ребёнок должен считать то, что он воспринимает извне, боле "правдивым", чем то, воспринято внутренним смыслом и спроецированно наружу?

"У моего папы есть золотой карандаш!" - сообщает первоклассник. Слово "золотой" действует на его одноклассника как волшебное. Он выкрикивает: "А у нас дома всё из золота!" Присутствующему при этом воспитателю ничего не оставалось делать, как засмеяться и сказать: "Посмотрите на меня, я тоже весь золотой", ребёнок понял доброжелательный юмор и почувствовал стыд. Разумеется нужно отличать иронию и насмешку от юмора и шутки. Первые могут ранить, повредить, а последние - исцелить, помочь.

Радость от восхищения и удивления товарищей побуждала маленького Гёте развивать свою яркую фантазию и рассказывать детям странные сказки. Желание мистификации часто бывает причиной преувеличенного и не совсем правдивого изображения.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ

Хотя дети удивительнo хорошие наблюдатели, гораздо более точные, чем взрослые, но ни не стремятся создать чётко очерченные, ясные представления. Облако, например, интересно для них не своей формой, толщиной, консистенцией, а тем, что оно похоже на медведя, верблюда, слова и т. п. Трещины на степе, кляксы на бумаге принимают различные образы. Из этого возникает "кляксография", любимая не только школьниками, но и студентами колледжей.

"Выдумывание историй" встречается у детей намного чаще, чем ползвают взрослые. Многие дети длительное время - месяцы, годы - разыгрывают в воображении одну и ту же историю. Взрослые узнают об этом в редчайших случаях. Но из этих историй можно узнать многое о сущности, характере, восприятии и духовном происхождении ребёнка, так как многое исходит из подсознательных глубин его души. Когда ребёнок сам участвует в такой истории, он играет "роль". Часто уже по походке можно понять, что собой представляет ребёнок в данный момент. То он ритмично шагает, как солдат, то галопирует, как лошадь, то крадётся, как лиса, изящно семенит, как принцесса, и т. п.

Проявления фантазии, которые становятся внутренними историями, характерны для детей на 9-м - 10-м году жизни, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира, окружающих его людей, начинает к ним критически относится. Наступает трудное время для ребёнка и воспитателей. В этот период у детей могут возникать такие мысли: "Это не настоящие мои родители. Они меня не понимают, не любят. Наверное, мой настоящий отец - моряк. Как бы я хотел жить с ним!"

Ребёнок 10-ти - 11-ти лет, обычно здоровый и весёлый, временами вдруг испытывает "мировую скорбь". Но следует сказать, что многие тривиальные и сентиментальные истории этого возраста зависят от того, что дети не получают в школе и дома духовной пищи, в которой они нуждаются, как в хлебе. Целительное средство в таком случае - немецкие, персидские или греческие легенды, которые наполняют душу детей художественными, волнующими и пробуждающими её образами. Вместо этого часто можно видеть поистине душераздирающую картину: ребёнка, читающего газету.

НЕВОСПИТАННОСТЬ ФАНТАЗИИ

Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут пищу в другом месте. Они начинают читать страшные истории в газетах или обмениваться со школьными приятелями бульварными рассказами.

Интересно было бы изучить, какое количество так называемых плохих поступков детей возникает из-за недостатка понимания в школе и дома природной силы ребячьей фантазии. В таких случаях фантазия "идет в ботву" и принимает хаотические неясные формы.

Совсем плохо бывает, когда юный человек в качестве идеала выбирает себе преступника, уголовника. Криминалистика подросткового возраста показывает, как испорченная фантазия может привести к преступлению. 16-летний подросток выстрелил в молодую женщину, мать троих детей, из старого револьвера, чтобы завладеть её кошельком, так как он перед этим видел такую сцену в кино. Его бедная, неразвитая фантазия побудила его повторить, "сыграть" то, что он увидел. Его преступление совершено на основе страшной, жестокой игры.

ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Некоторые считают, что в школе можно обойтись без художественного воспитания и образного обучения. Однако каждое живое существо лучше всего растёт там, где оно находит необходимые для данного вида жизненные условия. Существуют растения, которым требуется большое количество воды и тени, и мы не добьёмся ничего, если посадим в воспитательных целях это растение на солнце при скудном водном рационе.

Ребёнок приходит в школу в определенный момент развития, обычно в период смены зубов. Если его воспитывать так, как будто он уже прошёл период полового созревания, то ничего хорошего не будет. Напротив, можно очень сильно искалечить человека, не заметив этого. Как для взрослого естественно логически мыслить и разумно действовать, так для ребёнка естественно всё представлять в образах и сравнениях, а также заниматься "детским творчеством". Учитель должен очень внимательно относиться ко всем процессам, происходящим в ребёнке, поскольку всё, что ребёнок воспринимает, действует не только на его душевные, но и на телесные функции. Рост и развитие ребёнка происходят согласно ритмическим закономерностям. Удивительные музыкальные пропорции человеческого облика могут быть выражены также численно. Вместе они составляют гармоническое целое.

Учитель должен учитывать, что ребёнок растёт и развивается в период учёбы в школе, и его (учителя) влияние на телесное развитие намного больше, чем он думает.

Основной задачей педагогического образования является высвобождение будущих учителей из оков научно-интеллектуального образования. Эти учителя должны быть творческими свободными людьми.

ПЕРЕХОД ОТ ИГРЫ К РАБОТЕ В ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Когда ребёнок-дошкольник рисует, он делает это для себя и получает удовольствие от движения кисти, появления цветных пятен, от форм, он полностью отдается этому занятию. Иначе происходит у школьника, особенно в начальных классах. Он рисует, потому что получает определенное задание, которое хочет выполнить как можно лучше. Например, он должен закрасить жёлтую поверхность возле синей. Ребёнок рисует, чтобы чему-то научиться. В соответствии с детскими способностями он должен достичь "умения", и, хотя дети очень любят рисовать, они понимают, что речь идёт уже не об игре, а о серьёзной работе. Но разве плохо, когда ребёнок радуется своей работе?

Вредно действует на детей, когда они в своей деятельности вынуждены больше обращать внимание на "интеллектуальный смысл" и на "значение", чем на творческий процесс. Такой творческой деятельностью является, например, речь. Как инструменты здесь предстают гортань, нёбо, язык, губы, которые образуют звуки. Дети должны ощутить, как они действуют, когда образуются звуки, слово. Маленькие дети, которые только научились говорить, с огромным удовольствием повторяют каждый новый звук, каждое новое слово. Как они смеются над звуковыми сочетаниями, которые кажутся им странными! Некоторые слова дети любят повторять, хотя не вкладывают в них интеллектуального смысла. Такие слова имеют для детей ауру. Это бывает, когда ребёнок не только слышит звучание, но и будто "ощущает вкус" и "видит сияние" слова.

Это неинтеллектуальное в речи должно особенно оберегаться в начале школьного обучения. Стихотворение здесь ценно не своим содержанием, которое дети научатся понимать позже, а своим ритмом, звучанием, музыкальностью. Дети ощущают нечто светлое, сияющее в А, тёмное, вызывающее страх - в У, острое, колкое - в И, отклоняющее, отталкивающее - в Е, пробуждающее удивление - в О. Они связывают свои чувства со звуками Эвритмия, как подвижная речь, особенно подходит для детей с их непоседливостью.

Буквы также должны сначала составляться в художественные, образные формы, прежде чем ребёнок будет воспринимать их как знаки, носящие абстрактный смысл. Для развития душевных сил человека существенно, как он учится переживать цвета и звуки. В музыке человек сегодня менее всего материалистичен, тогда как нельзя сказать чтобы он учился переживать цвет в его творческих свойствах, а не просто использовать его, чтобы сделать крышу красной, траву - зелёной, небо - синим. Он должен пережить, что жёлтый - сияет, красный - хочет действовать, голубой - отступает и т.д. Короче говоря, что все цвета что-то делают. Учение Гёте о цвете поможет учителю понять свойства каждого цвета. Он учит понимать их как тёплые и холодные, мажорные и минорные и т.п.

НАГЛЯДНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ

Существуют современные буквари, где для детей нарисованы окружающие предметы, улицы города со всеми мельчайшими подробностями: домами, тротуарами, машинами и т.п. Такие буквари, тщательно созданные на основе самых современных педагогических достижений, отчётливо показывают опасность наглядного обучения, состоящего в том, что это обучение тривиально и неинтересно, поскольку картинки в букваре и на таблицах нехудожественны и, кроме того, фиксированы и тверды.

Учитель может не уметь рисовать, однако для ребёнка гораздо важнее даже примитивная картинка, если она возникает перед ним на доске, нежели красивая законченная картинка в книге, на которое ничего нельзя изменить.

Когда учитель рисует на доске цветочек и окружает его лепестками с нежно-жёлтым слабым сиянием, дети это понимают, потому что именно так они представляют цветы. Когда учитель рисует волка красной киноварью, дети опять понимают это, так как этот цвет соответствует их восприятию сущности волка (алчность).

Душа ребёнка пришла из мира, с которым она ещё остаётся подсознательно связанной и о котором хочет опять слышать. Поэтому ребёнок всегда благодарен, когда ему рассказывают об этом мире. Дети понимают, что звёзды - добрые и дарят нам своё изображение в цветах. Для детей само собой разумеется, что достойна любви и уважения собака пастуха, а комнатную собачку можно презирать и порицать как ленивую.

СКАЗКИ

Часто спрашивают: "Нужно ли детям рассказывать сказки или давать их читать?" Чтобы ответить на этот вопрос, надо познать сущность ребёнка и сущность сказки.

Рудольф Штейнер в своей драме-мистерии создал образ профессора истории Капезиуса. Этот профессор время от времени ощущал душевную пустоту, которая делала его неспособным к продуктивной работе. И когда он чувствовал себя духовно полностью выжатым, то шёл в горы к старой женщине, которая могла превращать в сказку всё самое обыденное. Слушая эти сказки, профессор обретал полноту души. Похожие открытия могут сделать в себе многие люди.

Воспитатель должен снова и снова углубляться в книги сказок, прислушиваться к тому, что они нашёптывают. Чем художественнее, чем более творчески он сам относится к сказкам, тем действеннее будет его рассказ. Всё зависит от взглядов и настроения рассказчика. Дети охотно следуют за ним в духовные области, в которых разыгрываются сказки. Они знают, что ведьму в реальной жизни не встретишь, так же, как не встретишь говорящих зверей, волшебников, великанов и карликов, но всё же они верят в то, что им рассказывают.

Можно назвать полным непониманием сказок и души ребёнка, когда рассказывают сказку о Красной шапочке в другой интерпретации, будто волк не проглотил бабушку и Красную шапочку, а мирно сидел с ними и охотником за столом и кушал пирог (как это рассказано в одной английской книжке для детей). Этим убит глубокий смысл сказки.

Если ребёнок сомневается и спрашивает: "Это правда?" - значит рассказчик должен проверить себя, достаточно ли он связан с правдой, спрятанной в сказке. В здоровых детях всегда живёт готовность к сказке. Сияющее золотом, мерцающее серебром, сверкающее - всё это производит особенное сильное впечатление на ребёнка. Почему? Он чувствует контакт с блеском своей прародины, о которой смутно вспоминает. Такие смутно переживаемые воспоминания мерцают также сквозь золотую основу мозаик и старых картин.

О РИТМАХ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

Существенным для всего живого в мире является ритм. Мы наблюдаем его в растениях, которые вырастают и развиваются в соответствии с ритмом года: их части (корни, литья, цветки) организованны в определенном ритме. Мы наблюдаем ритм в строении организма животного и человека. И нам известно, что все органические процессы протекают ритмично. Они следуют ритмами дня и ночи, весны и лета, осени и зимы. Человек научился преодолевать эти ритмы. Он может спать днём, бодрствовать ночью, произвольно принимать пищу и т.д.

Ребёнок не может действовать таким же образом, как взрослый, он ещё нуждается в ритмах. Его организм должен в определённое время принимать пищу, в определённые часы спать и бодрствовать. Чем ритмичнее протекает жизнь маленького ребёнка, тем здоровее он будет. Но ребёнку требуется также и ритмичное принятие душевной пищи, чтобы игра и учение были попеременно включены в течение дня. Каждое нарушение режима вредит душевным способностям ребёнка. Полезно для воспитания воли ребёнка, чтобы он каждый день выполнял небольшие задания: вытирал пыль, поливал цветы, чистил обувь, убирал постель и т.д. Но эти задания каждый день должны выполняться в строго определённое время. Очень плохо, когда ребёнок играет, а мать в это время его зовёт, чтобы дать задание, которое ей вдруг пришло в голову. Так же обстоит дело и со школьными заданиями. Если для выполнения заданий отведено определенное время, которое изменяется только в случае необходимости, то ребёнок привыкает делать это вовремя. Точно так же все маленькие обязанности: умывание, чистка зубов, зарядка и т.п. - должны выполняться ежедневно, регулярно, в одно и то же время. Из этого рождаются хорошие привычки. Однако здесь не должно быть излишней педантичности которая является злейшим врагом воспитания. Необходимо обратить особое внимание на то, как ребёнок засыпает и как пробуждается. Это те ворота, через которые душа уходит каждый вечер в духовный мир и каждое утро возвращается в земной. Очень важно подготовить ребёнка ко сну. Конечно совершенно не подходят гнев, ежевечерние "баталии" при укладывании ребёнка, как это бывает во многих семьях. Гораздо более подходящим являются сказки, легенды, осмысленная, но не морализующая история, песни, тихая мелодия. С некоторыми детьми можно поговорить о том, что он сделал за день, что переживал. ЕЖЕГОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Ребёнок переживает течение года детским наивным образом, он принимает в нём участие всем своим существом. Но из всего года выделяются ежегодные празднования, которые могут быть охвачены сознанием ребёнка совершенно различными способами, в соответствии с его натурой.

К празднику Рождества ребёнок имеет непосредственный доступ. Символика этого праздника понятна ребёнку. Уже в предрождественское время (за четыре воскресенья до Рождества) он сильно переживает, волнуется. После тёмных, туманных ноябрьских дней в первые предрождественские дни появляется солнце. Каждый день приносит новый свет, который усиливают свечи на рождественской ёлке. Ребёнок может сам принимать участие в подготовке к празднику: мастерить маленькие подарки, рисовать, клеить, вязать красить и т.п.

Традиции и твёрдо установленные обычаи не обязательно должны играть в жизни взрослых людей ведущую роль. Для детской жизни, напротив, традиции могут быть целительны. Очень хорошо для души ребёнка, когда Рождество каждый год празднуется с теми же символами, ёлка украшается так же, поются те же песни и т.д. Самым радостным для детей в рождественские праздники являются старые (прошлогодние) игры, в которых они сами принимают участие.

Другие христианские праздники дети воспринимают по-другому. Пасха и Троица для ребёнка - праздники расцветающей, распускающейся природы. Катание яиц в Пасху, украшение дома ветками берёз и цветами в Троицу дают ребёнку такие яркие переживания, которые он редко испытывает.

К задачам религиозного воспитания относится и такая: как дать ребёнку, наряду с восходом и закатом солнца, почувствовать ночь. При этом очень важна деликатность взрослого. Готовят ли ребёнка, возможно, в первый раз, к восприятию звёздного неба в зимний вечер, когда Орион победно сияет на юго-востоке, или разрешают ему в летнюю ночь остаться на улице, посмотреть на Большую Медведицу, прежде всего воспитатель должен ощущать в себе самом благоговейное почтение к этим космическим явлениям. Можно обойтись без слов. Уже то, как воспитатель долго молчит, глядя на звёздное небо, оказывает на ребёнка большое влияние.

В воспитании бесконечно многое основано на том, что глубочайшие воспитательные воздействия исходят не из слов, поучений и увещеваний, а из впечатлений, к которым мы подводим ребёнка.

Если подрастающий человек имеет счастье из года в год наблюдать это представление, то тихая сила останется в его душе на всю жизнь и будет противостоять всему грязному и циничному. Это относится также к изображению архангела Михаила, который победил дракона, а также к другим картинам из природы, истории искусства, которые представляются учителями и воспитателями, но не интерпретируются абстрактно.

Религиозное воспитание может брать свои просветительские силы не только из Библии, оно может питаться каждым явлением мира. Нет ни одного мифа, легенды, сказания, ни одного истинного произведения искусства, которые не несут в себе религиозных сил, так как они возникают из связи с духовным миром, только принимают различные формы в зависимости от состояния сознания людей.

ВОСПИТАТЕЛЬ И РЕБЁНОК

Между людьми существуют различные отношения: отношения дружбы, вражды, духовного родства, отношения полов, возрастные и другие. Все они загадочны и таинственны, определены судьбой и сами определяют судьбу. Таковы и отношения взрослого к ребёнку, родственно ли ему дитя, доверен ли ему в младенческом возрасте либо уже школьником.

К сожалению, интеллектуальное развитие последнего столетия принесло с собой то, что больше не ощущается отношение взрослого к ребёнку как учителя к ученику. Да, "учитель" сегодня - нередко человек, к которому ученики испытывают по меньшей мере страх или которого избегают, как безнадежно скучного. Часто и учитель относится в глубине души к классу с антипатией. Как часто бывает, что весь класс настроен к своему учителю враждебно! Причина не в личности учителя или учеников, а в методах преподавания.

Ничто на свете, даже таблица умножения или грамматика, не будет скучным, если найти правильный путь преподавания. Воспитатель должен сделать для себя законом - ничего не преподносить малышам, что скучно ему самому, а в каждом предмете находить уникальное. Всё то, где взрослый духовно активен, действует воспитывающе…

Об авторе:

Каролина фон Гайдебранд принадлежала к выдающимся личностям среди преподавателей первой Штутгартской Вальдорфской школы. Она последовательно выступала за новую педагогику и сделала это целью жизни. С основания в 1919 году и до 1935 года, она являлась классной руководительницей коллегии Штутгартской Вальдорфской школы и действовала, кроме того, как оратор на многочисленных курсах высшей школы. Она принадлежала к немногим людям, работа которых обсуждалась Рудольфом Штейнером полностью положительно. В 1924-34 гг. она являлась редактором журнала "Свободная Вальдорфская школа и педагогика Рудольфа Штейнера". Каролина фон Гайдебранд представляла первый эскизный обзор учебной программы Вальдорфской школы и была ведущим деятелем в Штутгартском учительском институте.

Категория: Развитие ребенка - развитие человека | Добавил: Sfeta (21.05.2010) | Автор: Каролина фон Гейдебранд
Просмотров: 3150 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [0]
Вальдорфская педагогика [3]
Материалы о вальдорфской педагогике
Для мыслящих и ищущих людей [4]
Размышления о понимании ответственности за свои решения и поступки.
Метафизика болезни [3]
Духовные причины болезней. Для тех, кто хоть раз допускал мысли о том, что боль, болезнь в физическом теле - это следствие, НО где кроется причина? Этот раздел с подборкой материалов поможет Вам в Ваших поисках и понимании более глубокого смысла возникновения болезненных ощущений, который хочет донести до каждого из нас наш дух.
Развитие ребенка - развитие человека [5]
Для Родителей,Воспитателей, Учителей - понимание развития ребенка - понимание развития Человека.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0