Четверг, 25.04.2024, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Николаевская вальдорфская школа

Каталог статей

Главная » Статьи » Развитие ребенка - развитие человека

Чего боятся родители … Ч.І
Л.М. Ганелин
Феномены развития. (отрывки)
 
Чего боятся родители … Ч.І
Существует мнение, что прежде чем говорить о воспитании, нужно чтобы правительство остановило стремительную деградацию общества, иначе, мол, ребёнок, как бы он ни был воспитан, попав во внешний мир, сделается добычей антисоциальных слоёв, т.е. станет наркоманом, вором, преступником и т. д. Зависит ли от правительства или Думы эта проблема? Думаю, что не зависит. Её могут решить только родители, семья. Только они могут воспитать личность, которой не страшна опасность подпасть антисоциальной среде. Ведь не станем же мы просить президента отменить в январе морозы с тем, чтобы выпустить детей погулять? Нет. Мы детей соответствующим образом тепло оденем и выпустим подготовленными к внешним условиям. Но почему в жизни очень часто происходит наоборот, несмотря на то, что все родители, а более всего – матери хотят, чтобы их дети были самыми, самыми, самыми.… Быть может, виной этому являются какие-то упущения или стереотипные ошибки? Проанализируем с этой целью ряд тенденций в воспитании и в подходе к ребёнку.
Современная жизнь пугает родителей тем, что их ребёнок может оказаться к ней неподготовленным: недостаточно умным, недостаточно физически крепким и т.д. Поэтому они стараются готовить ребёнка заранее ко всему тому, с чем ему придётся встретиться в жизни. И прежде всего идёт подготовка к школе. Родительская логика проста: если мой ребёнок заранее научится читать, писать, считать, то в школе он станет отличником и за него не придется краснеть.
Как резонанс возникают подготовительные группы и классы, но родительская озабоченность пытается упредить и их. Ажиотаж в обществе растёт. Появляются «специалисты» по раннему интеллектуальному развитию детей. Вспоминают Моцарта. Проводят конкурсы юных дарований, всё более взвинчивая родительские «комплексы» и амбиции. И вот юное чадо, заподозренное в гениальности, подвергается с поощрения «специалистов-психологов» частному обучению. Иностранный язык, чтение, декламация стихов, математика – всем этим заботливые родители не просто нашпиговывают своего ребёнка, а ещё и как бы соревнуются: чей ребёнок будет «загружен» больше и раньше. Чем раньше загрузят, тем престижней. Если ребёнку шесть лет, то он – старик, его загружать поздно. Начинают в пять, в четыре, в три и ранее, приводя в пример Англию, где ранняя интеллектуализация повсеместно поощряется, да ещё и с применением компьютера! А если на Западе младенцы сумели сесть за компьютер, то неужели наши, российские, младенцы не сумеют сделать того же? И кажется, что вот-вот родительская мечта о чудо-ребёнке будет достижима. Ну кто может этому помешать, или кто может против этого возразить?
Возразить может только Природа . Она нам точно указывает на то, что каждые 7 лет в организме человека происходят радикальные изменения и что эти изменения для нас являются определёнными знаками, которые мы должны понимать и в соответствии с ними помогать ребёнку, а не мешать. Об этом знали с глубокой древности и до 7 лет всячески оберегали ребёнка от любых внешних влияний, т.к. считалось, что пока не начнут выпадать молочные зубы, ребёнок в руках Божественных сил. Примерно к 14 годам ломкой голоса мальчики оповещают о начале третьего семилетия, о том, что в их организме произошли глубокие изменения. У девочек также появившиеся новые физиологические функции и телесные изменения свидетельствуют о новом периоде развития и зрелости.
Каждое семилетие в жизни ребёнка имеет свои особенности. Китайская мудрость, к примеру, оставила современникам своё видение проблемы воспитания и свои ключи на каждое семилетие. Согласно им до семи лет ребёнок – «император», ему всё дозволено; от семи до четырнадцати он выполняет всё, он – слуга; после четырнадцати он – друг, с ним всё обсуждается, с ним обо всём советуются. Почему это именно так – древняя мудрость умолчала. И умолчала по «техническим причинам» – слишком рано ещё было знать, давался лишь ключ. Сегодня же мы имеем счастливую возможность воспользоваться плодами духовной науки и не только понять древнюю мудрость, но и разобраться в том, как в наше время приблизиться к ребёнку, как воспитывать его и при этом не навредить ему. Когда же и как нужно начинать воспитание? (в следующей части). 
В каком возрасте лучше крестить ребёнка? Чем раньше, – тем он будет более восприимчив к жизни. Но нельзя забывать, что до трёх лет его повышенная восприимчивость касается и наших чувств, и наших мыслей, которые должны быть моральны, ибо через подражательные тенденции, подсознательно ребёнок впрессовывает их посредством органически-душевных сил в свою телесность.
Ребёнок делается таким, каковы мы сами в его окружении. Помогая учиться говорить, к примеру, мы должны быть внутренне абсолютно правдивы, т.к. воспринятая в это время физическим организмом ребёнка правдивость укрепляет тонкую деятельность, связанную с вдохом и выдохом. При внутренней лживости космическое соотношение ритма дыхания с пульсом (1:4) тонко искажается, что впоследствии приведёт к патологии в области пищеварения. По той же причине нельзя искажать свою речь и поведение «под малыша», т.к. на уровне подсознания ребёнок протестует против такого извращения, испытывая глубокую антипатию. Это наносит ему психическую травму и выльется впоследствии в слабое пищеварение.
После того как ребёнок научится говорить, в нём закладывается основа умения думать. Каким образом? Через восприятие чёткости и ясности мыслей окружающих. Недостаточно отчётливое выражение мыслей находящихся рядом с ребёнком людей порождает нервозность, которая, в совокупности, становится знаком времени. Ребёнок подобен губке, и это сказывается даже тогда, когда он плачет. Если он, к примеру, активно ревёт в окружении моральных людей, – он развивает свои моральные силы; если же окружение аморально, даже в мыслях, то и силы эти проявятся в неморальной активности. Такая активная восприимчивость во время плача связана с тем, что эфирное тело ребёнка, уплотнившись, истекает в виде слёз. Происходит как бы активный эфирный выдох, «провоцирующий» окружающих на значительно большее внимание к ребёнку и раскрытие себя. Интенсивность процесса усиливает со вдохом эффект запечатления всех этих проявившихся эмоций и мыслей окружающих в глубинах волевой организации ребёнка. Все усилия родителей, направленные на развитие ребёнка, воспринимаются им через эмоции и подражание, но только не через СЛОВО. Вы, наверное, не раз замечали, как ребёнок не реагирует на ваши взывания к разуму. Он как бы не слышит, всё делает по-своему, и если вы будете продолжать учить его словом – подготовите лицемера и нытика. Всё только через личный пример. Апелляция к сознанию бесполезна и вредна. Ребёнок слышит и говорит, что понял, но это только узнавание знакомых слов и выражений. Он знает, но не понимает, и наказывать ребёнка, к примеру, за «предательство» – бессмысленно.
Столь же вредны и бессмысленны призывы к совести. Их ребёнок услышит лишь после десяти лет. То, что в первые 7 лет ребёнок – император, – не вызывает никаких сомнений у любого, кто способен наблюдать. Уже с первых попыток встать на ноги ребёнок отвергает помощь взрослых, стремится всё сделать по-своему, самостоятельно. В этом глубокий смысл. Взрослые в этом случае необходимы ребёнку для того, чтобы наблюдать за ними и подражать им. Если же взрослые возьмут на себя инициативу и заставят ребёнка встать раньше положенного времени, то этим могут разрушить ребёнка в его нервном процессе на протяжении всей дальнейшей жизни.
А может ли что-либо помешать ребёнку встать вовремя, задержать этот процесс? Может, и , говоря, что до того, как ребёнок научится ходить, ему нельзя давать игрушки в форме животных и нельзя позволять смотреть на живых животных. Это связано с тем, что у животного позвоночник расположен горизонтально земле и животное ходит на четырёх лапах, у человека же позвоночник перпендикулярен земле. И если ребёнок видит образ животного или само животное, то подсознательно стремится подражать и этим вступает в противоречие с духовными силами, стремящимися поднять ребёнка и сделать прямоходящим. Не следует забывать и о том, что положение головы должно быть сориентировано согласно формирующим мозг изнутри эфирным силам. Научившись ходить, ребёнок может играть любыми игрушками и смотреть на любых животных, кроме обезьяны и медведя. Этих обликов ребёнок должен избегать до 7 лет, чтобы не оживлять в подсознании память о далёких атлантических событиях, приведших к эволюционному отставанию...
Вернёмся к игрушкам. Имеет значение их форма. Игрушки не должны быть с прямыми, острыми углами как, впрочем, и окружающие ребёнка предметы. Отсутствие овальной линии может привести к закостенелости. Большое значение имеет цвет игрушек, а так же одежды и предметов. Он должен зависеть от темперамента ребёнка. Если, к примеру, ребёнок – холерик и очень активный, то лучше окружить его красно-жёлтым тоном, а если флегматично-вялый и малоподвижный, – сине-зелёным. Это связано с тем, что если смотреть на красный цвет, а потом перевести взгляд на белый лист бумаги, – возникнет дополнительный цвет, как бы противообраз красного – зелёный, который на самом деле и воздействует успокаивающе. Если же пристально смотреть на синий цвет, то появится светло-оранжевый. Такое парадоксальное воздействие цвета у детей будет длиться примерно до 12 лет.
Очень важно, чтобы игрушки не были завершёнными. Ребёнок сам должен дофантазировать. Для его фантазии не должно быть рамок, т.е. готовых форм. Ведь играя, к примеру, с куклой, сделанной из куска ткани, ребёнок в своей фантазии восполняет то, чего ей недостаёт для того, чтобы выглядеть человеком, и эта работа фантазии оказывает формирующее воздействие на мозг. Мир условностей – вот питательная среда его фантазии и, стало быть, развития. Барби, Тамагочи и прочие ариманические подарки – для тех, кто хочет поставить точку в духовном развитии своего ребёнка. Непоправимый ущерб творческой инициативе наносится тогда, когда ребёнку по сто раз в день что-либо запрещаем: нельзя то, нельзя это, не ходи туда, не ходи сюда, и так изо дня в день. Какое уж тут творческое начало?
Полярной ошибкой является и волевое воздействие, когда ребёнка принуждают что-либо сделать, особенно в отношении речи, настаивая, чтобы он говорил то или иное. Не мешайте ребёнку и доверьтесь Архангелу, ведь претензий к его «профессионализму» ещё ни у кого не было!
Продолжение далее...
Категория: Развитие ребенка - развитие человека | Добавил: Sfeta (31.05.2010) | Автор: Л.М. Ганелин
Просмотров: 1354 | Комментарии: 1 | Теги: первые 7 лет, воспитание, развитие ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [0]
Вальдорфская педагогика [3]
Материалы о вальдорфской педагогике
Для мыслящих и ищущих людей [4]
Размышления о понимании ответственности за свои решения и поступки.
Метафизика болезни [3]
Духовные причины болезней. Для тех, кто хоть раз допускал мысли о том, что боль, болезнь в физическом теле - это следствие, НО где кроется причина? Этот раздел с подборкой материалов поможет Вам в Ваших поисках и понимании более глубокого смысла возникновения болезненных ощущений, который хочет донести до каждого из нас наш дух.
Развитие ребенка - развитие человека [5]
Для Родителей,Воспитателей, Учителей - понимание развития ребенка - понимание развития Человека.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0