Пятница, 26.04.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Николаевская вальдорфская школа

Блог

Главная » 2010 » Июнь » 14 » Репортаж О Семинаре Двух Шведских Учителей Двигательных Дисциплин, который прошел в Николаеве в 2009г.
16:06
Репортаж О Семинаре Двух Шведских Учителей Двигательных Дисциплин, который прошел в Николаеве в 2009г.


Репортаж о семинаре двух шведских учителей двигательных дисциплин, основанных на духовном знании о человеке, который прошел в Николаеве в августе этого, 2009 года.

Трудно передать словами то, что сделали Пер и Мария в эти августовские дни с несколькими десятками недоумевавщих жителей Николаева, которые нашли время поучаствовать в семинаре. Потому что Пер Телль и Мария Линден – мастера движений из Швеции и их язык - движения тела. Занятия, которые проходили 9, 10, 11 и 12 августа два раза в день - с 10.00 до 13.00 в детской библиотеке им. Кропивницкого и с 15.00 до 18 00 в «Теремке» (рынок Штрассе, Намыв) строились следующим образом : два-два с половиной часа движения, упражнения, затем перерыв и обсуждение в кругу. После обмена впечатлениями и ответов на вопросы – заключительное упражнение.
Под руководством этой замечательной пары (Мария и Пер в 30 августа стали супругами) в течении трех дней мы делали следующее:
- выполняли динамическую часть уроков начальных классов вальдорфских школ ( это может и должно использоваться во всех школах, однако педагогика «готовых ответов» подчинившая себя госуправлению, просто насилует наших детей ограничением их двигательной активности)
- водили хороводы с упражнениями с мячиками и с перестроением по ходу движения под ритмические звуки, хлопки, текст стихотворений и пеcни
- играли в подвижные игры оздоровительной, воспитательной и социальной направленности
- разучивали танцевально-ритмические сценки с движениями, которые соответствуют семи дням недели и силам планет солнечной системы
- выполняли комплексы гимнастических упражнений индивидуальных, в парах, в группах
- знакомились с духовной стороной пяти основных упражнений античной гимнастики
- упражнялись в искусстве речи
- пели хором разными группами – каждая свою партию - с использованием канона

Если учесть, что были повторения (повторение-мать учения) то насыщенность, размах и разнообразие занятий были просто ошеломляющими. Наверняка было еще кое-что, что я упустил.
Откуда такое богатство и разнообразие – спросите вы? Просто Пер и Мария представляют сразу три направления деятельности - Эвритмию, Ботмеровскую гимнастику и Рецитацию, - родившиеся в первой трети 20 века в рамках духовной науки о человеке для того, чтобы сделать доступным для людей живое творчество, дать им искусства, которыми каждый может овладеть.
Эвритимия – это искусства, при котором можно сказать, человеческое тело уподобляется гортани – инструменту речи – ведь каждый звук означает какую-то телесную работу, где физическое и духовное нераздельно. Но нам нужно учиться заново переживать звуки всем телом и душой.
Ботмеровская гимнастика – выражает духовную суть каждого движения, идущую не от внешних причин, а из внутреннего духовного ядра человека, которое определяет его физические возможности и состояния. (Ею пользуются культовые режиссеры при постановке спекталей).
Рецитация – нем Sprachgestaltung или англ Artistic Speech – целостная, художественная речь. Такое вкладывание воли и чувств в речь, при котором выражение не зависит от значения слов.
Эти три вида искусства в своем изначальном восходят к единству человека и космоса. И еще, Пер говорил: « Их всех объединяет музыка, которая и есть движение».
Не знаю, что чувствовали другие участники, но я иногда снова ощущал себя совсем ребенком, иногда больным, пожилым и неуклюжим. А когда все же удавалось преодолеть в себе косность и инерцию – то чувствовал себя полным сил, внутренне гармонизированным и счастливым. А еще приходило чувство, что я уже давно это знал, и, наконец, встретил что-то родное, что раньше не мог выразить словами, а теперь нашел слова и мне хочется закричать: « Как мы все неестественно мало и неправильно двигаемся!» Но, подумал я, лучше просто написать об этом семинаре и пригласить единомышленников на занятия этими видами искусства. Ведь так, как я, чувствуют и переживают многие, но этого не передать словами (мысль изреченная есть ложь…).
И еще я подумал, что люди сейчас под воздействием экранов стали похожими на роботов или на манекенов, или на неповоротливые глыбы. Они стесняются красиво двигаться, разговаривать. Исчезло величие и торжество звука, жеста, пластика и гармония движений. Посмотреть хотя бы на наши школы - оттого, вероятно, наше образование такое скучное, механическое и застывшее – ведь чиновники и управленцы от образования, да и сами учителя – не знают и знать не хотят об этих искусствах. И поэтому пускать их в наши школы не собираются. Правда, на нашем семинаре были учителя начальных классов, это внушает надежду. Цель, которую ставили перед собой организаторы этого семинара – обучиться самим и ближе познакомить с указанными направлениями педагогики и искусства николаевских мам и пап, учителей, волонтеров общественных организаций, расширить круг своих контактов. Этот семинар проходил в рамках подготовки к созданию школы. Насколько мы продвинулись в этом и что нового поняли?
В школах, куда мы отправляем своих детей, надеясь, что они выйдут оттуда здоровыми и умелыми, их учат сдерживать, погашать в себе свои переживания, свой внутренний мир. А ребенку гораздо важнее научиться правильно выражать себя, свои переживания, чем зазубривать то, что приходит к нему только через голову, извне - от взрослого, с книжки, с экрана. В школах, где преподают Пер и Мария (Мария - классный руководитель, основной учитель младших классов, а Пер по совместительству преподает гимнастику в средних и старших классах ) дети начинают свой день с песенки, а затем проживают учебный материал – изучаемую букву, число или арифметическое действие – в движении. Ритм и образ строятся чувствами и телом самого ребенка в общении и во взаимодействии со сверстниками – все это происходит радостно, наполняет детей жизненной энергией и силой. В отличие от зубрежки, которая отнимает у детей жизненные силы, но зато «удобна» с точки зрения контроля и учета нагрузки учителей, наверное еще из каких-то соображений. Но только не с точки зрения здоровья детей и содержания обучения.
Доказано, что в игре и в движении дети меньше устают, больше и легче усваивают новое. Но «педагогическая общественность» – академическая наука и система подготовки и переподготовки учителей - не приемлет такого подхода именно из-за того, что это влечет за собой повышение требования к учителю. Такого не может позволить себе государственная обязательная (читай - принудительная) система образования, которая должна решать вопросы массово. То есть, как разделить имеющиеся всегда ограниченные материальные ресурсы между всеми поровну. Поэтому, в случае хороших идей, инноваций неизбежно вступает в силу правило - или всем или никому. Для этого и нужны негосударственные, частные школы – инициативы граждан, самих родителей, которые хотят такого образования своим детям, которое бы отвечало главному требованию – не навредить ребенку. Мы создаем такую частную школу и приглашаем к сотрудничеству желающих
Каждый из нас в ходе семинара пережил себя в образе звезды. Когда стоишь, широко расставив руки и ноги, и тебе в пальцы ног и через руки протягивают ленточку, чтобы ты смог почувствовать себя звездой и дать это почувствовать другим. Затем эту звезду мы «ходили», перемещаясь в круге, занимая попеременно места в воображаемой фигуре на полу. Так дети обучаются воображению и фантазии, счету, прямым и кривым линиям, умению концентрировать внимание, слушать, видеть других и соразмерять свои действия с движением группы.
У нас много говорят о гуманизме и социальной ответственности, а оказывается об этом не нужно говорить. Это нужно закладывать уже в первом классе, на уроках арифметики.

Инициативная группа по вальдорфской педагогике города Николаева при БФ «Либра», по приглашению которого нас посетили Пер Телль и Мария Линден благодарит

Николаевскую детскую библиотеку им. Кропивницкого и общественную организацию «Диалог», «Лялин Форум», а также центр детского развития «Теремок» за предоставленную возможность проведения занятий на их территории. Мы благодарим за сотрудничество общественную организацию из Швеции «Время детской конвенции пришло», за финансирование которого был организован приезд этих замечательных людей и учителей.

Наша группа планирует и в дальнейшем приглашать мастеров для проведения в нашем городе не менее интересных семинаров и надеется на сотрудничество с вами.

С уважением директор БФ «Либра» Луковенко Евгений,
члены инициативной группы по вальдорфской педагогике города Николаева

Просмотров: 800 | Добавил: Sfeta | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0