Пятница, 29.03.2024, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Николаевская вальдорфская школа

Блог

Главная » 2010 » Май » 25 » О проекте новой школы в Николаеве / автор:Юрий Луковенко
12:14
О проекте новой школы в Николаеве / автор:Юрий Луковенко

В чем сверх идея
В перспективе сверх идея создания школы - в становлении сети свободной педагогики, независимой от государственной системы образования. Современные средства коммуникации и подвижность - людей, ресурсов, знаний - позволяют это делать. А ситуация в обществе, в стране, в мире - так просто обязывают.

В каком состоянии сейчас инициатива по созданию школы - комплекса в Николаеве
В течение года собирается инициативная группа по созданию школы. До этого нексколько лет работал детский сад и есть дети школьного возраста и те, кому исполняется 6 и 7 лет в этом году. Есть группа родителей и будущих педагогов, которые раз в неделю - иногда чаще иногда реже - встречаются для обсуждения орг вопросов и работы по содержанию. Так как все в основном разделяют подход и принципы вальдорфской школы или принимают их, то читают и обмениваются источниками, готовят вместе праздники. Существенная продвижка произошла летом 2009 года, когда по сути образовалась коллегия школы - трое людей ее учредили. Сейчас идет принятие в коллегию более широкого круга, разделение коллегии и рабочих групп.

Что лежит в основе такого проекта, инициативы - принципы, основания, подходы
Как я уже сказал - принципы вальдорфской педагогики. Это одно из трех оснований. О ВП можно узнать из первоисточников. В двух словах - это понимание человека как духовного существа или индивидуальности, эволюция которого происходит через многие земные воплощения. Отсюда иной взгляд на задачи воспитания, цели развития, значение органов чувств, воли, мышления, назначение человека, миссия его жизни на Земле. Понимание ритмов и темпов развития в такой школе, связь учителя и ребенка совсем иные. Требования к учителю резко возрастают, он ведет все дисциплины или большинство и работает с классом восемь лет. Тогда на деле происходит синтез знаний, гармонизация развития всех тел и органов человека.

Другой источник, основание - это мыследеятельностная методология ММК – Московского методологического кружка .Она ввела в культуру человечества содержательно-генетическую логику, а также понятия и категории искусственное -естественное, форма-содержание, форма – материал. Разработаны теория мышления и категория знания. Системное движение, начавшееся в мире в 60х получило понятие системы, а нарождающиеся виды деятельности и искусства - понятие сферы. Хотя типологию мышления пытались строить и раньше, ММК впервые были даны основания для различения типов мышления и построена онтологическая картина мышления, коммуникации и деятельности - схема мыследеятельности. К основателю ММК Георгию Петровичу Щедровицкому (также как и в свое время к Рудольфу Штайнеру - родоначальнику антропософии и вальдорфской педагогики) обратились с просьбой российские бизнесмены в начале 90х годов прошлого века создать учебное заведение, основанное на новых принципах и подходах, им и его группой разработанных. Однако в отличие от Эмиля Мольта, который 1919 пригласил Штайнера создать школу, которая бы работала с детьми простых рабочих, в 1991году руковдство города Сургута, а чуть позже и руководства АВТОВАЗ и АВТОВАЗБАНКа обратились к Георгию Петровичу с просьбой помочь в создании образовательных заведений в сфере бизнеса и банковского дела, отвечавших духу времени. Сургутские власти явно преследовали при этом еще и политические цели, а тольяттинских бизнесменов и организаторов интересовали в первую очередь проблемы их дела и статуса в городе. Они хотели правильно сориентироваться после развала советского союза. Тем не менее, это дало толчок нескольким образовательным проектам, в которых я принимал участие - в Сургуте, Тольятти, Киеве и т.д. Но в отличие от штайнероской педагогики педагогика Щедровицкого не существует - пока, может быть. Это направление его наследия хотя и изучено, но систематизировано и описано недостаточно. В основном его считают философом и методологом управления, проектирования. У меня есть работа, в которой я обсуждаю этот феномен и его причины, пытаюсь подчеркнуть необходимость разработки гуманитарного и педагогического наследия ГП, которое является, на мой взгляд, более важным, чем управленческое. Это еще и важно для существования образования на постсоветском пространстве, которое (пространство) подвергается опустошению и экспансии западных и частично восточных вторичных гуманитарных технологий и идеологий.

Методически более не мене разработанной является игровая педагогика - авторы ученики Г.П. - А.П. Зинченко, С.Б. Крайчинская, Ю.Н. Теппер и др. и подготовка управленцев, инженеров. Г.П. уделял большое внимание развитию инженерного образования, считал его главным для 21 века. Есть по этому поводу публикации, если интересно, можно найти...


Третье основание или источник - это здоровье, тема, связанная с движением и гимнастикой, спортом. Я сам занимался и занимаюсь спортом, но считаю, спорт это не погоня за медалями, а развитие себя, преодоление, испытание своих пределов. Это и есть задача человека вообще, а его двигательная игровая активность служит этому. С таким понимаем спорта как духа игры и борьбы по преодолению пределов связаны и чувства, и мышление, и воля . Так – на спортивной площадке вы рассчитываете, комбинируете, стратегически и тактически мыслите. Вы общаетесь, взаимодействуя с соперником, партнером, постигая, что настоящего противника не существует кроме себя самого, а другие нам нужны не для соперничества, а для сострадания и помощи, любви, как зеркала нас самих. Действуя, вы то прикладываете усилия, то подчиняетесь, используете инерцию снаряда, движение соперника, «ловите ветер» или «садитесь на волну». Вы спрашиваете и испытаете свою волю, потому что нельзя заставить себя сделать, упражнение само выполняет себя посредством вашего тела, а вы лишь вовремя расслабляетесь, ритмически используя силы, действующие в вашем окружении.

1990м году я написал статью опубликованную в Вопросах Методологии (ВМ 1991)«Исследование спорта как деятельности», в которой с точки зрения практика (Я тогда учился в аспирантуре КГИФК и исследовал соревновательную деятельность, сам был тренером и работал со сборными СССР по гребле) , на основе СМД подхода обсуждал спорт как «носитель в себе зародышей, экземплификатов всякой деятельности». В это же время примерно была проведена ОДИ в Сургуте по теме «человек в экстремальных условиях, новые подходы к здравостроительству» , которая также определила мои интересы на многие годы. Оказывается, в культуре отсутствуют практики работы с относительно здоровыми людьми, вся инфраструктура и система подготовки кадров направлены на обслуживание болезней, при этом, лечение которых на естественнонаучной основе преграждает для человека путь к постижению самой сути здоровья и болезней.

Новое понимание спорта и здоровья полученное мной благодаря знакомству с работами в ММК и участию в играх дало импульс к переосмыслению также и задач образования. Я считаю, что школа должна учить человека быть здоровым, а врачевание - возрождать творчество в нем (убирать мешающий этому «затор» в организме) Мне близка вальдорфская педагогика как раз потому что в ней дети не только сидят за партами, а двигаются, и в движении проживают через ритм и чувства то, что затем головой должны будут осознать, запомнить. Игровая педагогика, рожденная в ММК, тоже несет в себе много волевого, связанного с преодолением, расширением границ за счет снятие зажимов. Тему спорта и движений в методологии развивает Ю.Н. Теппер, я с ним знаком с 1988 года и благодарен ему как учителю. Ему за семьдесят, но он участвует в кроссах и спортивной жизни Киевского Лицея Бизнеса, где является зам.директора, руководителем курса.

Какие проблемы стоят перед инициативой - организационные, финансовые и проч.
Проблемы формирования коллектива, группы людей, доверяющих себе и друг другу и знающих, чего они на самом деле хотят- самые важные. Финансы приходят, если есть группа и есть понимание, чего мы хотим и можем сами. Поэтому следующие шаги - это работа внутри коллектива, привлечение новых участников, совместные семинары, сессии. Сейчас проходит курс по введению в педагогику для родителей и будущих учителей. Затем будет тренинг по ритмике, музыке, пению, живописи. Затем приезд шведских партнеров с лекциями о трехчленности социального организма и биодинамическом земледелии - мы хотим создавать школу со своим хозяйством на земле. Семинар по рукоделию. Каждую неделю заседание коллегии. Сам я продолжаю учиться - посещаю семинары и треннинги. Недавно был в Швеции, в Солвик школе.Недавно, 24-30 января в Днепропетровске состоится семинар по живописи на базе вальдорфской школы, в основу положено понимание теории цвета Гете.
Отчеты об уже прошедших семинарах и тренингах, а также другие материалы по проекту и планы на дальнейшие можно посмотреть


http://h.ua/profile/28178/
http://www.myspace.com/yuriy59


Кому и зачем нужна эта школа, почему не устраивает то, что есть - кто реально заказчики и почему они будут платить
Что не устраивает родителей и общество – низкое качество образования, дети не хотят учиться и школа вредит здоровью, вызывает аллергию к знаниям на всю жизнь. Вальдорфская школа – все наоборот. Уровень высокий, дети любят ходить в школу, они здоровые, жаждут новых знаний . Прежде всего нашими клиентами есть те родители, кто начинает осознавать, что их дети уникальны каждый по своему, ведь бездушное и казенное отношении пагубно для любого ребенка. Все больше родителей понимают уже, и еще больше будут понимать, что к школе нельзя относиться как «черному ящику» – сдал ребенка и получил его назад, «готовеньким». Что касается оплаты - будут платить сами родители. Не исключаем и поддержки из бюджета. Мы также ищем возможности привлечения ресурсов для детей малоимущих родителей частично за счет благотворительности. Я считаю, что такая школа очень актуальна и соответствует духу времени.
Просмотров: 1315 | Добавил: Sfeta | Теги: ЗДОРОВЬЕ, Школа, дети, общество, знания, родители, уеба, прект | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0